Мастер-класс
«Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся»
Учитель географии
МАОУ Упоровская СОШ
Григорьева М.В.
2015 г
Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
У меня в руках очень сочный, вкусный мандарин. С детства со словом мандарин связан у меня самый любимый праздник – Новый год.
Я предлагаю вам тоже подержать его и поделиться впечатлениями
- Какие ассоциации, воспоминания возникают у вас?
Мы с вами фрукт увидели, потрогали, почувствовали запах. А хочется ли вам попробовать? Конечно же! Для того, чтобы убедиться, что он действительно сочный, ароматный, сладкий.
Б. Паскаль писал: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другому»
Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Сегодня с вашей помощью я постараюсь продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют концепции, которые раскрывают закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся.
О чем же будем мы сегодня говорить попробуйте определить вы сами, выполнив задание «Устами прохожего». Если затрудняетесь, вы можете обратиться к буклету.
Итак, первое определение
Знания о знании;
знания о получении знаний;
знания, касающиеся способов использования знаний;
знания, касающиеся свойств знаний. (метазнания)
Новая образовательная форма
учебный предмет нового типа
мыследеятельностный тип интеграции учебного материала
надпредметна, носит универсальный характер (метапредметы)
Принцип интеграции содержания образования
способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности
формирует целостную картину мира в сознании ребёнка.
универсальная деятельность, которая является "надпредметной" (метадеятельность)
Теоретическое мышление;
навыки переработки информации;
критическое мышление;
творческое мышление;
регулятивные умения;
качества мышления (метаумения)
О чем же мы будем говорить? – о метапредметном подходе.
Одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений стал метапредметный подход к обучению, а формирование метазнаний, метаумений - центральной задачей.
С помощью метапредметного подхода я создаю условия перехода от неэффективной практики дробления знаний к метапредметности с последующим выходом на мировоззренческий ценностный уровень.
Метапредметность - способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Существует множество определений понятия «компетенция» слайд
Определены составляющие элементы этого понятия : слайд
Выделяются следующие компетенции в преподавании всех предметов: слайд (перечисление компетенции)
Современные требования к уроку ставят перед нами задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества «человек, сделавший, что-нибудь значительное становится в известном случае другим человеком». Вкладывая в себя творческую деятельность, он изменяется, совершенствуется.
Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Для реализации метапредметного подхода разные педагоги применяют разные технологии, я же в своей педагогической деятельности чаще всего использую приёмы технологии критического мышления.
Целесообразно использую следующие методические приемы:
- создание атмосферы сотворчества;
- включение эмоциональной сферы, которые продемонстрировала в начале-мастер класса
- моделирование;
- использование ситуации «разрыва» на разных этапах деятельности;
- дискуссия.
Это теоретическая составляющая моей сегодняшней работы
Полностью методическую разработку смотрите во вложенном файле.
|