Конкурс профессионального мастерства
"Педагог года Упоровского района - 2017"
в номинации "Учитель года"
Второе КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ
"Методический семинар"
Пояснительная записка
Тема: "Развивающее обучение на уроках географии через использование активных форм"
«Плохой учитель преподносит истину,
а хороший учит ее находить»
А. Дистервег
Давайте попробуем представить себе современного школьника. Основным источником информации для него является Интернет. Дети не представляют жизнь без компьютера и прочих гаджетов. У каждого есть компьютер, телефон или планшет. Он может с легкостью найти любую информацию. Поэтому школа с традиционными уроками стала не интересна. Вопросы активизации познавательных интересов учащихся являются актуальными в современной педагогике. Такие выводы приводят к мысли, что и современный учитель должен стать другим, а именно другими должны быть методы обучения. Пассивное выслушивание информации не дает результатов.
Для развития познавательной деятельности школьников на уроках географии необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения. Именно об этом говорят нам стандарты нового поколения. У детей должно быть больше самостоятельности в приобретении знаний и навыков. Ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне развитую личность, которая готова подстраиваться и адаптироваться к постоянно меняющимся социальным условиям. Грамотный учитель должен подталкивать учащегося к саморазвитию, создавать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся. Ребенок должен захотеть учиться. А пробудить это желание – задача педагога.
Я понимаю, мне необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К тому же, знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются. Еще Бенджамин Франклин писал: «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь». К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.
В процессе педагогической деятельности для меня стали приоритетом именно активные формы обучения:
1. игровой метод активного обучения;
2. игровое производственное проектирование;
3. технология сотрудничества;
4. проблемное обучение;
5. проектная деятельность;
6. исследовательская деятельность.
Основная идея педагогического опыта: развитие познавательной деятельности школьников через активные формы обучения как средство обеспечения повышения результативности работы по географии.
Ключевыми составляющими на уроках географии являются:
1. Самообразование учащихся – один из основных способов организации учебно-познавательной деятельности.
2. Творчество – путь к новому, неизведанному.
3. Сотрудничество – залог развития творческой, способной к адаптации личности.
Цель моей педагогической деятельности: создание условия для развития познавательной деятельности учащихся, а также для формирования свободной, творческой личности.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.
Данные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые методы применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку.
Работая с детьми, убеждаюсь, что самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.
Одним из них являются игровые технологии. Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения; например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;
• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии; каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;
• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий: так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;
• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны.
Например, в процессе игры на уроке незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять вычислительные действия, тренироваться в терминологии, решать поставленные задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Например, на обобщающих уроках при изучении материков в 7 классе часто провожу занятия в виде «Своей игры». Возможность выбрать уровень сложности усиливает соперничество и дети пытаются отвечать на самые «дорогие» вопросы. А такие вопросы требуют знания материала, умения его обсудить и изложить. Тем самым, формируются метапредметные умения.
Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:
• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;
• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи);
• проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).
Например, при изучении факторов размещения производственных предприятий в 9 классе учащиеся выступают в роли представителей этих предприятий. Ребята анализируют и выбирают «идеальное» место для своего предприятия на территории России, а затем объясняют остальным «фирмам», чем они руководствовались, принимая данное решение. При подведении итогов определяются основные факторы размещения.
К числу наиболее эффективных форм, активизирующих познавательную деятельность учащихся, относится технология сотрудничества. Организация групповой работы, прежде всего, предполагает обучение правильному распределению обязанностей, требует проведения разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей, что коллективная деятельность, построенная на основе распределения функций (т.е. выполнения каждым отдельных операций, являющихся частью целого), координации усилий членов группы, является прогрессивной. При правильной организации такая работа идет на пользу всем, обеспечивая социальную и моральную поддержку, способствует развитию каждого ребенка как личности. Выполнение в группе определённой роли развивает у учеников дисциплинированность, для каждого это одновременно почетно и ответственно. Кроме того, совместная работа развивает оперативность и гибкость мышления.
Важным условием достижения успеха при хорошем взаимодействии членов группы друг с другом являются благоприятные личные взаимоотношения. Данный вид работы использую довольно часто. Например, при изучении темы «Растительный мир России» в 8 классе. Каждая группа составляет характеристику конкретного растительного сообщества. В распоряжении детей - гербарии, учебники, атласы, дополнительная литература, но вся на одном столе. Задача: сориентироваться в данном объеме информации, выбрать нужную, интерпретировать в таблицу и выступить перед классом. Все это обеспечивает развитие метапредметных умений.
Опыт проведения таких уроков положительный, но требуется многократное их повторение с тем, чтобы у детей сложился алгоритм участия в подобной работе.
Необходимо предусматривать и акцентировать внимание ребят на организации взаимопроверки с целью исключения ошибок. По окончании работы в группах обязательно подвожу итоги. Указываю на достижения для морального поощрения ребят и недостатки с целью их нейтрализации в следующий раз.
После проверки работ и выставления итоговых оценок обязательно еще раз акцентирую внимание на успешно выполненных заданиях и допущенных ошибках, чтобы не допустить обвинений в адрес одного из членов группы другими.
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
Логика проблемного обучения принципиально отлична от логики информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует.
С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме.
Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес обучающихся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми - задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке.
Одной из эффективных форм в этом направлении на сегодня, по-моему, является проектная деятельность, и вот уже несколько лет я внедряю его в своей практике. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы. Изучая географию материков и океанов, уроки обобщения, я организую как учебный проект. Идея таких уроков заключается в следующем: класс делится на группы в начале изучения материка, каждая группа получает инструкцию, начинается работа по сбору информации, ее обработке и оформлению проекта. Ребята активно используют литературу из школьной библиотеки, пользуются ИКТ и дополнительной литературой по предмету. При выборе направления работы с детьми учитываются их интересы и желания. Информацию можно представить в виде презентации, брошюры, проспекта или стенгазеты. Как правило, ученики очень ответственно готовятся и получают хорошие и отличные оценки. Проекты представлены чаще всего в виде презентаций, в которые включаются различные эффекты: звуки, фото- и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала. На этапе защиты проекта обучающиеся представляют свой проект, отвечают на возникшие у слушателей вопросы. Применение проектных технологий в обучении географии позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя и/или ученика и ученика, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Одной из наиболее сложных активных форм считаю исследовательскую деятельность учащихся. Ознакомление и обучение данному виду деятельности осуществляю не только на уроках, но и во внеурочной работе, где учащиеся самостоятельно выбирают темы, подбирают материалы, учатся писать проекты, выступать, доказывать, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности было нацелено не на результат, а на процесс. Главное заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутые результаты. Пусть учащиеся не сделают новых открытий, они повторяют путь ученого; от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Наиболее успешным опытом проведения исследовательской деятельности считаю работу «Демографические процессы в Упоровском районе» Шабалиной Татьяны (2015 год), занявшую первое место в школьной научно-практической конференции, а позднее 2 место на региональном этапе Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее».
География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно получать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению интереса к данному предмету. Общая успеваемость по предмету составляет 100% , качественная 75%. Ежегодно учащиеся принимают участие в предметных олимпиадах и конкурсах. В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников принимают участие 40% учеников.
№
|
Название конкурса
|
Уровень
|
Результат
|
ФИО учащегося
|
-
|
Всероссийская олимпиада школьников
|
Муниципальный
|
1 место (10 кл)
1 место (7 класс)
|
Шабалина Татьяна
Лескова Ольга
|
-
|
Всероссийская олимпиада школьников
|
Региональный
|
Участие
|
Шабалина Татьяна
|
-
|
Международная олимпиада по основам наук
|
Международный
|
Диплом второй степени
Премьер-Лига
|
Шабалина Татьяна
Ожоганич Дмитрий
|
-
|
Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее».
|
Региональный
|
2 место
|
Шабалина Татьяна
|
Дети принимают активное участие в проведении предметной недели и внеклассных мероприятий. Охват составляет 100%.
Ежегодно есть учащиеся, которые выбирают географию для сдачи в формате ЕГЭ, хотя предмет считается непопулярным ,т.к. является профильным для поступления только на географические факультеты. Средний показатель на последние три года составил 86 баллов, максимальный - 96. Средний показатель ЕГЭ 2016 - 94 балла. В течение нескольких лет 11 моих учеников стали студентами географического факультета ТГУ. Считаю, что данных результатов помогает добиваться именно развитие познавательных интересов путем применения активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности.
Учитель престает им быть, когда перестает учиться сам. Поэтому я постоянный участник всевозможных педагогических советов и семинаров. С огромным удовольствием делюсь своим опытом и перенимаю «изюминки» других. Мастер-классы в рамках единых методических дней: «Мыследеятельностный подход в обучении», «Технология критического мышления на уроках географии». Несколько лет являюсь руководителем предметной кафедры учителей естественно-научного цикла. Кроме этого ежегодно принимаю участие в областном форуме «Большая перемена»: «Метод проектов во внеурочной деятельности», «Проект: благоустройство пришкольной территории».
На вопрос: «Что такое образование?» - А. Эйнштейн ответил: «Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили». Мне бы хотелось, чтобы в сознании моих учеников осталась убеждённость в том, что всё в их руках.
Ощущение этого помогает слабому не сломаться и найти в себе внутреннюю опору, сильному стать сильнее, а учителю внимательно и ответственно вглядываться в каждого своего ученика, чтобы разглядеть то, данное свыше, и не растерять его.
Моя философия не претендует на звание Истины, но имеет место быть.
Обучать - нелегкая задача,
Научить - задачка посложней.
Только тот учитель настоящий,
Кто легко справляется и с ней. (А. Москвичов)
|