КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ
ЭССЕ «Я - учитель»
Здравствуй, дорогая! Как же непривычно писать письма в нынешнем веке коротких телефонных разговоров и смс… Но, когда я в почтовом ящике вдруг нашла твое послание - приглашение на встречу одноклассников - меня захлестнули воспоминания о школьных годах, моя память услужливо «перемотала» годы назад. И так захотелось в ответном письме рассказать о себе, поделиться некоторыми мыслями, а возможно, и похвастаться успехами! Мы же со школы не виделись. Наши пути разошлись: я выбрала профессию учителя, а ты – врача, и мы разъехались по разным городам.
Помнишь, как в 11 классе мы обе метались, пытаясь решить – кем же быть? Казалось, столько путей и дорог - выбирай любую! Бабушка как-то произнесла: «Лечить и учить – это профессии от Бога, всегда будешь с куском хлеба, всегда будешь уважаемым человеком» - и это стало для нас решающим моментом!
Ты спрашиваешь, не жалею ли я об избранном пути? Дорогая подруга, нисколько! Моя любимая бабушка не ошибалась! И зарабатываю я немало (на комфортную жизнь нам с мужем хватает), и на нехватку авторитета не могу пожаловаться. (Конечно, если человек хочет купаться в роскоши, ему нельзя выбирать профессию учителя!). Несмотря на многочисленные сюжеты в наших СМИ о непрестижности профессии, о маленькой заработной плате, о низком авторитете учителя в обществе, я наблюдаю другую картину в нашей школе (да и в других школах района). Представляешь, в нашей школе на следующий учебный год будет 5 (!) первых классов (в этом - всего 3), а это значит, что труд учителя всегда будет востребован обществом, жизненно необходим ему! И как можно не уважать человека, которому доверяешь своего ребёнка большую часть дня?!
Конечно, надо очень много трудиться, нужно быть Личностью, профессионалом (но ведь этого требует любая профессия!), нужно обладать многими качествами (самые общеизвестные – спокойствие, терпение, трудолюбие, порядочность, знание своего предмета и методики его преподавания), наконец, без любви к детям у тебя ничего не получится; уверена также, что нельзя ни в коем случае учителю иметь «вредные привычки». Знаешь, я поняла с годами, что учитель должен быть ИДЕАЛОМ человека в глазах детей – только тогда он для них – АВТОРИТЕТ. Нельзя быть Учителем только пока ты в школе, а выйдя за порог, стать обычным человеком с обычными человеческими слабостями. Не зря ведь нас, педагогов, посторонние, незнакомые люди чуют за версту по осанке, по поведению, по речи. И поэтому, выбрав профессию учителя, нужно прятать от учеников свои собственные слабости и недостатки, которые, очень даже возможно, есть в тебе, как в каждом человеке. (Помнишь слова бабули, что это профессия от Бога?).
Хочешь знать, каковы трудности и проблемы современного учителя? Конечно, они есть, и их немало. В первую очередь, нехватка времени. Мы у себя в школе шутим: вот бы было больше часов в сутках! «Дел и забот – неимоверно», - как поётся в моей любимой песне. Бесконечная круговерть – конспекты, тетради, отчеты, педсоветы, совещания, выступления, бессонные ночи от мыслей, а как лучше провести урок, какие формы, методы, технологии, средства выбрать, что даст лучший результат? А классное руководство? Каждый день - как в бой, бой за них же, против их же слабостей, а иногда и пороков.
Вот ты пишешь, что у тебя сын равнодушен к учёбе, с неохотой идёт в школу. Конечно, есть такие дети, и не один в классе, вот и проводишь немало времени за подготовкой к урокам, чтобы таким школьникам было интересно. Когда я готовлюсь к урокам, в первую очередь думаю, чтобы это было интересно им, моим ученикам; а профессионал всегда сумеет найти способы заинтересовать ребенка, проявить творчество. Урок, считаю, должен быть всегда открытием для ученика, в нем не должно быть шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Урок - это не монолог учителя, это диалог потенциальных творческих возможностей ученика и учителя (ученик ведь тоже личность, хотя и отличается от взрослого запасом знаний). Учитель и ученик должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, и оба должны быть интересны друг другу как личности.
Бывают дни, когда кажется, что всё делаешь не так, как надо, чувствуешь усталость, хочется всё бросить и… Но звенит звонок, ты входишь в класс, видишь хотя бы несколько пар сияющих глаз, которые устремлены на тебя, они надеются, ожидают какого-то от тебя чуда, и ты ….забываешь обо всём, тонешь в этих лучиках света, тепла, надежды и любви. (Как- то на днях один из моих учеников сожалел, что география только два раза в неделю, «вот бы каждый день к Вам на уроки, а то не хватит времени на изучение всего мира». Такие слова окрыляют!). А трудности нам (да и всем, пожалуй) нужны для закалки, чтобы, преодолев ту или иную непростую ситуацию, стать ещё сильнее, понять простое человеческое счастье.
Больше всего меня сейчас беспокоит то, что моего внимания не хватает дочке. Она растет вместе с моим классом: вместе выступаем, участвуем в конкурсах, идем в поход. Надеюсь, она простит мне это, когда станет старше.
Ты интересуешься, что меня привлекает в профессии, что удерживает в ней так долго (ведь ты слышала, что многие после окончания педагогического вуза и ссуза ненадолго задерживаются в школе).
Знаешь, дорогая, я без этого всего, без вечной занятости, уже не могу. А на твой вопрос отвечу словами из песни: «время выбрало нас – зажигать души-свечи», и лучше поэта не скажешь. Очень это здорово – зажигать детские души! К тому же, честно признаюсь, о зажжённые «души-свечи» мы, педагоги, загораемся сами и горим долгие годы. Мы поэтому долго не старимся, ведь всё время рядом с детством. Ты скажешь, это - красивые слова. Возможно. Давай по-простому: учителю приходится быть и врачом, и психологом, и артистом, и организатором многочисленных праздников, и поэтом, и художником, а сейчас ещё и системным администратором (осваиваем информационные технологии) - таким образом, простора для творчества - хоть отбавляй. И я, освоив (с годами, естественно) все эти дополнительные профессии, чувствую себя в настоящее время как рыба в воде в нашей системе образования, возможно, поэтому по-настоящему только сейчас влюбилась в свою профессию. Поэтому твой вопрос, люблю ли я свою работу, вызвал улыбку. Конечно, люблю, иначе и быть не может! Но мало любить самой, нужно, как ты уже поняла, добиться ответа в каждом детском сердце, зажечь искорку во всех глазах. Вот этим я и занимаюсь ежедневно, благо, мой предмет – неиссякаемый источник нового, удивительного, неизвестного, а порой - почти нереального. Я учитель географии, и в моем распоряжении целый мир, со всеми его загадками и тайнами. Мой предмет учит мыслить, анализировать, но главное – учит любить: любить природу, Родину, жизнь…
Ещё ты спрашиваешь, каких успехов я достигла в профессии? Какую карьеру сделала? Карьерист из меня неважный, да и какую карьеру может сделать человек с высшим педагогическим образованием? Стать завучем, потом директором, потом каким-нибудь администратором более высокого ранга? Но это только прибавит лишних хлопот и отдалит от детей. Нет, стать чиновником я пока не хочу. Поэтому мои успехи - только в успехах моих учеников, в результатах их учебной, спортивной, творческой деятельности. Ежегодно мои ученики принимают участие в предметных олимпиадах и конкурсах. Есть призер научного форума. А 11 выпускников связали свою жизнь с географией.
Возможно, дорогая Леночка, я не всё о себе рассказала, не на все твои вопросы ответила. При личной встрече договорим. В заключение, чтобы ты меня ещё лучше поняла, расскажу тебе свою любимую притчу.
Учитель всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Однажды, когда его ученики сидели вокруг, один спросил:
- Почему Вы улыбаетесь? Что хорошего произошло?
Учитель ответил:
- Просто это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня: блаженство или страдание, радость или недовольство? И так случается, что я всегда выбираю блаженство.
Теперь ты поняла, моя дорогая, что и я каждый день делаю свой выбор: быть счастливой и дарить счастье, дарить другим улыбку - и получаю от этого удовольствие.
Давненько я не писала писем, и очень благодарна тебе за возможность выговориться. Я с огромным удовольствием приеду на встречу с одноклассниками. Это здорово – опять почувствовать себя ученицей в школе, встретиться с любимыми учителями. Я желаю тебе всего самого хорошего, до скорой встречи!
Твоя одноклассница Марина.
|